Помогаева Любовь Юрьевна, воспитатель)
План по самообразованию Тема: «Дидактическая игра, как форма развития детей раннего возраста». 2018 - 2021 учебный год.Цель: повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в современные технологии.
-Составить план работы по данной теме;
-подготовить картотеку дидактических игр. Актуальность выбранной темы. «Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность». Н. К. Крупская В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается развивающая функция дидактической игры. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Дидактические игры с правилами заняли должное место среди методов обучения и воспитания детей. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей. Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных интегративных качеств: любознательный, активный; эмоционально-отзывчивый; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способный управлять своим поведением и планировать свои действия. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дух соревнования ускоряет умственные процессы, рождает познавательную активность, заряжает чувством, ведет к сильным эмоциональным переживаниям. Развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленные задачи. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. Основные вопросы для изучения: 1. Влияние диддактических игр на развитие сенсорных качеств ребенка. 2. Влияние дтдактических игр на развитие самостоятельной деятельности. 3. Являются ли дидактические игры эффективными в развитии творческих способностей, любознательности, наблюдательности.
Ожидаемые результаты: 1. Подобрана и изучена литература; 2. Создана развивающая предметно- пространственная среда 3. Разработан перспективный план использования дидактических игр 4. Изготовлены дидактические игры. 5. Использование в работе эффективны формы взаимодействия с родителями. Игровые технологии в ДОУ
Игра – один из видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Большое значение для обучения детей раннего возраста имеет дидактическая игра. Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это можно достичь различными приемами: использование сюрпризов, загадок, считалок и т.п.. Организуя дидактическую игру с детьми раннего возраста обязательно осуществляю показ игровых действий, знакомлю с функцией игрушки, проговариваю конкретных игровые ситуации; использую разнообразный наглядно- игровой материал и постепенное усложнение игрового содержания. Использование потешек, загадок, художественного слова – привлекает малышей. Организуя игру, всегда надо помнить, что это не занятие. Ребенка привлекает в игре возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиваться результата. Дидактическая игра побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать. Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. Поэтому в начале игры нужно обязательно ознакомить детей с правилами, игровыми действиями. Занятия с предметами играют важную роль. Малыши получают навыки «работы» с дидактическими игрушками и любят с ними заниматься. Пирамидки, башенки, матрешки и т.п. собираются в простых и усложненных вариантах. Обращаю внимание на выполнение мелких и точных действий, например, не только приложить одну часть к другой, но и совместить рисунок на матрешках. Различные дидактические игры способствуют: разностороннему развитию ребенка раннего возраста: умственному и эстетическому воспитанию, формированию работоспособности, усидчивости, воли; учат действовать в коллективе сверстников. В играх с детьми раннего возраста использую разнообразный наглядный материал: погремушки, природные материалы, неваляшки. Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. В своей работе использую различные дидактические игры и упражнения, в ходе которых дети знакомятся с цветом, формой, величиной, положение в пространстве; Широко применяю игры на развитие мелкой моторики пальцев рук и координированных движений левой и правой руки; развитие мышления, памяти, воображения, познавательной активности. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, расширяют знания о них. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; рассматривают и учатся выделять характерные признаки предметов; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия. Дидактические игры создавались , и создаются взрослыми для развития детей с учетом их потребностей, интересов и возможностей Предлагаю некоторые: «ВЕСЕЛЫЕ ФИГУРЫ» Цель: способствует развитию навыков классифицирования круга и квадрата, вырезанных из картона. Материал: кружки и квадраты разных цветов вырезанные из картона. Методические рекомендации: Перемешайте фигуры. Попросите отобрать только круги. Усложнение: После этого используйте круги одного цвета, а квадраты другого.
«РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКАМИ»
Муравей ходил по ветке,
Дождик с неба вдруг полил,
Муравья на землю смыл.
Солнце стало пригревать,
Муравей ползёт опять,
“ИГРЫ С МОЗАИКОЙ”
Практическая значимость работы заключается в разработке картотеки дидактических игр, которые можно использовать на занятиях по обучению детей раннего возраста и в повседневно жизни. Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические или автодидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом. С помощью игр-занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом); настольно-печатные; словесные игры . В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактической игре дети выполняют определенные роли, продавца, покупателя в играх типа «Магазин», пекарей в играх «Пекарня» и др. Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, литературных произведениях. Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями . Наиболее активной формой обучающего воздействия для детей раннего возраста являются специально организуемые воспитателем дидактически направленные занятия и игры. На них воспитатель имеет возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать им доступные сведения, формировать умения и некоторые важные качества. Дидактические игры и занятия дадут хороший результат лишь в том случае, если воспитатели ясно представляют, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности организации этих занятий на ступени раннего детства. Очень важно помнить, что занятия должны создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость. Процесс обучения детей раннего возраста должен быть спланирован. Воспитатель должен составлять перспективное планирование дидактических игр для детей от 1 года до 3 лет с учетом их психофизического развития. В перспективном планирование предусматривается: -отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь); -установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы; -подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки); -подготовка к игре детей: обогащение их представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи. В предлагаемом перспективном планировании игры и упражнения представляют собой определенную систему, так как при его создании учитывались следующие признаки системности: 1.постепенное усложнение задач (от простого к сложному): каждая следующая игра основана на знаниях и умениях, полученных детьми в предшествующих играх, расширяя и углубляя эти знания и умения; 2.деятельностный подход: в каждой следующей игре происходят изменение соотношений деятельности воспитателя и ребенка, то есть осуществляется переход от совместной деятельности детей по подражанию к самостоятельной деятельности. Основу перспективного планирования составили занятия из пособия для воспитателей и родителей Л.Н. Павловой [4]. Методическое пособие предлагает тематику, содержание, формы организации детей. Темы выбраны удачно: они понятны и доступны детям, программное содержание также соответствует возрастным возможностям детей, формы организации предполагают как индивидуальные, так и фронтальные занятия с небольшой подгруппой детей. Данные игры и упражнения ставят задачи: формирование сенсорных эталонов, развитие мелкой мускулатуры пальцев рук, повышение произвольности и координированности движений руки. К основным методам обучения дидактическим играм детей раннего возраста относятся следующие: поисковый, репродуктивный, игровой и метод упражнений. Их использование диктуется особенностями психофизического развития детей раннего периода, а также целями и задачами конкретных занятий. Поисковый метод эффективен при создании образовательных ситуаций, которые побуждают детей к самостоятельной поисковой деятельности и нахождению способа выполнения задания путём проб и ошибок. Использование поискового метода побуждает малышей к активным поисковым действиям. Дети самостоятельно действуют путём сравнения, сопоставления и добиваются нужного результата. Репродуктивный метод применяется на занятиях, когда дети овладевают механизмом выкладывания и составления целого из отдельных частей. Например, в составлении целой фигуры из двух разных, непохожих частей (разрезные картинки); составить и выложить фигуры с большим количеством деталей - снеговик, елочки, дом с окошками; наложение геометрических фигур на рисунок - блоки Дьеныша. Использование репродуктивного метода в данных случаях способствует формированию у детей сознательных и произвольных действий, связанных с аналитическим процессом познания. Метод упражнений также широко используется в процессе обучения детей раннего возраста. Особенности развития детей данного возраста указывают на необходимость организации повторяющихся действий в обучающем процессе. Они необходимы как для более качественного овладения детьми, определёнными умениями, так и для ускорения осознанности и произвольности в деятельности. В этом плане достаточно эффективными являются индивидуальные занятия, например, «Снимаем и надеваем кольца на палочку», «Проталкивание палочкой кубика (шарика) сквозь полый цилиндр», «Прокатывание шариков по лоточку» и т.д. Таким образом, игровой метод является преобладающим и основным в организации занятий с дидактическими играми. Фактически игровой характер обучения пронизывает весь учебный процесс. Во время этих игр у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития. У детей воспитывается способность сосредоточиться на том, что им показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова.
Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, по обучению родному языку, формированию элементарных математических представлений.
30 марта 2020 в 17:43
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.